Главная » Детки от 3 до 5 » Как научить ребенка считать: важные нюансы

Как научить ребенка считать: важные нюансы

учим малыша считатьОчень часто родители, слыша как их дети произносят вслух цифры, начинают думать, что они научились считать. К сожалению, это не всегда так. В большинстве случаев дети воспроизводят названия цифр так, словно они поют песенку или рассказывают стихотворение… на чужом языке.

Дети могут произносить цифры, но это будут только слова, не обладающие тем значением, которое в них вложено. Если ребенка во время счета остановить, то дальше ему будет трудно продолжить. И в простых играх, связанных с числами, вскрывается «страшная правда» – дети с трудом могут посчитать и опознать два, три, четыре кубика или колечка в пирамидке.

Наглядно-действенное мышление

Конечно, все это расстраивает родителей и заставляет их задумываться над тем, что нужно делать, чтобы научить ребенка считать. Однако, прежде чем паниковать и бросаться испытывать на своем ребенке кучу разных методик по усвоению счета, нужно знать одну очень важную вещь: подобные затруднения испытывают все дети и это естественно. Большинство психологов сходятся во мнении, что у детей дошкольного возраста мышление наглядно-действенное, а значит объяснить им «на словах», что такое цифры и числа очень сложно. Лучший способ — это показать и дать пощупать.

Иными словами, обучение счету должно происходить с применением наглядных пособий (рисунков, игрушек, пальцев, разных предметов) и действий, которые могут показывать взрослые (к примеру, загибать пальцы, прятать предметы и т. д.). Ребенок должен держать в своих руках предметы, совершать с ними определенные манипуляции — ощупывать, перекладывать, пересчитывать.

На заметку можно взять такую интересную игру, которая условно называется «Определи количество на ощупь»: требуется наличие картона, пластилина и гороха (можно чечевицы). Вместе с малышом необходимо приготовить 2 набора карточек: первый набор — это цифры от 0 до 10, вылепленные из пластилиновых «колбасок» и наклеенные на картон, а второй набор – это пластилиновые лепешки, на которые прикрепляются горошины тоже в количестве от 0 до 10. Суть игры: первый набор карточек — это «номера домов», а второй — количество жильцов. Нужно на ощупь (с закрытыми глазами) определить сколько жильцов живет в домах под определенными цифрами.

А если вы задались целью изучить с малышом цифры, тогда возьмите на заметку игру, суть которой можно прочитать в статье Учим с ребенком цифры.


Повышение мотивации

Помимо осуществления взаимодействия с предметами, которое помогает ребенку понять, как их считать, необходимо еще и мотивировать интерес своего чада к счету. Давно было замечено, что дети лучше усваивают тот материал, который им интересен. Более того, они лучше запоминают то, что удивило их, восхитило, принесло удовольствие, заинтересовало, то есть все то, что они выносят из своего чувственного опыта. И, наоборот, если взрослые слишком активно начнут настаивать на запоминании или обучении чему-то, что не интересно ребенку, то он будет хуже воспринимать и усваивать информацию. Это не означает, что, если ребенку не интересен счет, то его не нужно учить считать. Главная задача взрослого — это повысить его мотивацию к счету, то есть сделать так, чтобы ему стало интересно.

А интересно ему будет только в том случае, если проводить обучение в игровой форме. Итак, главное правило «игры»: считать нужно везде и всегда — в детской комнате (пересчитывать игрушки), в транспорте (считать машины, людей), на прогулке (считать птиц, деревья, других детей, дома) и т. д. Если малышу всего два года, то можно сначала научить его считать до 5. Следовательно, считать нужно только те предметы, которых не больше пяти и которые будут интересны ребенку. К примеру, собираясь на прогулку, можно считать одежду, которая на него надевается: одни колготки, двое носков. Можно посчитать пуговицы на рубашке или платьице и кармашки. Думаю, вам будет интересно почитать в какие игры с пуговицами можно играть с ребенком, для этого прочтите статью Игры для детей с пуговицами.

Отличными помощниками в обучении счету могут стать разные стихи-считалочки. Хорошо, если в книжке, в которой они написаны, будут красивые иллюстрации. Тогда с малышом можно учить считалочки и одновременно практиковаться, пересчитывая предметы на картинках.

Также необходимо дать понять ребенку, что он может учиться считать не просто так, а с извлечением пользы. Освоив «хитрости» счета, ребенок сможет поделить конфеты поровну, а также помогать родителям накрывать на стол, ведь теперь в его силах разложить именно то количество тарелок, которое нужно для всех членов семьи. А если вдруг один прибор окажется лишним, то ребенок наглядно увидит свою ошибку.


Ориентация на возрастные особенности и феномены Пиаже

На каждом этапе своего развития ребенок занят решением определенных задач и познанием тех закономерностей, которые до этого были ему недоступны. С этим нужно считаться при обучении ребенка счету. К примеру, в двухлетнем возрасте малыш не совсем уверен, что спрятанный под одеялом предмет не исчез — для него вещи еще не обладают той устойчивостью, а вернее «неисчезаемостью», которая является незыблемым свойством вещей для взрослых.

Четырехлетний ребенок уже перешагнул этот способ мышления, но для него не будет очевидным то, что лежащие в цепочку бусинки не изменят свое количество, если их сгрести в кучку. А шестилетнее чадо, уже умеющее считать до 100, не всегда понимает, что у его брата есть еще один брат (он сам). Резюмируя все вышесказанное, нужно отметить, каждая возрастная ступень предполагает свой способ, свой подход к обучению счету, соответствующий тому уровню развития, на котором стоит ребенок.

В процессе обучения счету у всех детей 3-5 лет проявляются феномены Пиаже. Они выражаются в том, что дети до определенного момента не могут понять той вещи, что если просто переложить предметы (не забирая и не добавляя новых) с одного места на другое, то их количество не изменится. Последние исследования показали, что все дети уверены, что количество предметов будет меняться в зависимости от того, как они разложены. И лишь позже человек свыкается с так называемым законом сохранения количества. Не зная об этих феноменах, взрослые могут делать ошибки в обучении детей счету, поэтому им не следует сразу же требовать от ребенка ответов на то, сколько в какой кучке предметов, не убирая их, а всего лишь перемещая. Ребенок будет путаться в понятиях «меньше» и «больше» и вряд ли сможет их сравнить.

Для ускоренного преодоления феномена Пиаже не стоит озвучивать ребенку правильные ответы на загадки в играх. Дети должны до всего додуматься сами, даже если они будут доходить до этого долго. Поставленные перед ними нетривиальные и поначалу сложные задачи — это способ начать свое собственное самостоятельное исследование. Даже самую простую задачу можно решать оригинально, измеряя мерной лентой предметы, взвешивая их, пересыпая или перекладывая на глазах у ребенка в другие места, демонстрируя тем самым, что ничего никуда не исчезло, а лишь изменило местоположение.

Вот такие секреты и понимание детской психологии поможет родителям научить малыша счету. А если вы задались целью научить свое чадо читать, то вам будет полезна статья Как научить ребенка читать?

Автор: Марта Новикова

И еще статьи по теме:

Комментарии (6) - Комментировать

  1. Андрей пишет:

    Конечно, одно дело выучить цифры просто как слова, но придать им смысл без постоянных наглядных примеров не получится. Самое простое пособие в счете до 10 остаются пальцы на руках (как говорится всегда под рукой :) )

  2. Маша Мирная пишет:

    Я еще не видела ни одного здорового человека, который бы не умел считать. Нужно просто подождать своего часа, когда мозг ребенка без труда воспримет счет и поймет без всяких ухищрений.

  3. Роман Варнаков пишет:

    Лучше всего дети учатся считать в процессе игры, когда это делается ненавязчиво. В силах родителей всемерно способствовать этому, спрашивать детей обо всем, что происходит вокруг и считать при этом. Так дети научатся считать легко и просто.

  4. Ксюша пишет:

    Я немного читала о феноменах Пиаже, и знаю, что он советовал не подталкивать детей к правильным ответам и не навязывать своих умозаключений и выводов. В принципе, детей обязательно нужно развивать, я не думаю, что дети сами понимают зачем им учить цифры, как бы мы им не объясняли для чего им это нужно и как это для них важно – это опять же, только наше мнение, которое мы им навязываем. По этому, действительно, развивать способность к счету у ребенка можно только в ненавязчивой игровой форме.

  5. Зинаида пишет:

    Некоторые родители очень уж торопятся и начинают обучать детишек считать и читать чуть не с пеленок. Но это не правильно. Конечно, все ребятишки разные, но ни к чему время торопить. Счету малышей надо начинать учить не раньше трех лет, но и затягивать с занятиями тоже не стоит. Пока ничего лучше, чем счет на пальцах, никто не придумал. Малыш в три годика может не помнить слово “три”, но когда его спрашивают о возрасте, то он прекрасно показывает три пальчика. И то, что в день рождения добавляется еще один годик, малыши тоже хорошо понимают. Но если в три годика счет – это скорее игра, то ближе к пяти годам занятия должны быть уже систематическими. Нам очень помогла игра в спички. Высыпаем на стол две кучки спичек и начинаем играть. Выигрывает тот, у кого в остатке будет больше спичек. Отсчитываем по десять штук и откладываем в сторону. Потом еще десять. У кого в остатке больше – тот выигрывает конфетку или мандаринку. Счет до десяти запоминается очень быстро. Ребенку интересно, потому что в игре могут участвовать несколько человек: мама, папа, сам ребенок.

  6. Марлена пишет:

    А мы и цифры запомнили на слух, и соотносить их с количеством научились, а зрительно запомнить не могли – и всё. Прям ступор какой-то случился. Помогли кнопки в лифте. Месяца через два после того, как стала дотягиваться до кнопок, все цифры до 10 стали узнаваемы. Вот такой неожиданный педагогический приём.

Оставить комментарий

Я не робот. Поставьте галочку