Главная » Детки от 3 до 5 » Несколько слов о социальной адаптации ребенка

Несколько слов о социальной адаптации ребенка

адаптация дошкольникаПоход ребенка в дошкольное учреждение всегда связан с социальной адаптацией. Почему она возникает, что обозначает этот термин и как ее ускорить попытаемся разобраться в этой статье.

Для начала открываю учебник по педагогике и читаю что такое социальная адаптация – это изменение поведения человека в зависимости от социальных условий, приспособление к новым условиям жизни. Ну вот, например, мы знаем, что каждый человек в своей жизни играет несколько ролей: дома, в гостях, на работе, с родителями, с детьми он ведет себя по-разному, в зависимости от их ожиданий. И только лишь, оставаясь наедине с самим собой, человек может снять с себя маску и быть таким, каким он есть на самом деле. Но это уже другая тема разговора…


Каждый живой организм на нашей земле проходит адаптацию, т.е. приспособление, одни учатся жить в воздухе, другие – в воде, третьи – с себе подобными особями. Приспособление может быть не только социальным, но и биологическим, физиологическим, психологическим.

Например, социальная адаптация может привести к физиологическому приспособлению, когда ребенок появляется в новой для себя среде, его окружают новые лица и предметы, он ощущает не себе давление, иные способы воспитания и педагогические приемы, в этом случае организм малыша не справляется с возложенной на него нагрузкой и заболевает. Заболеваемость ребенка, кроме банального инфицирования, может быть вызвана стрессовой ситуацией и психологическим перенапряжением крохи в новых условиях, где все для него в диковинку.

Психологи проанализировали поведение детей в дошкольном учреждении и выделили несколько стадий социальной адаптации. Легкая адаптация предполагает, что ребенок справится с ситуацией и привыкнет к изменившимся условиям в течение нескольких недель. То есть у него, безусловно, может ухудшиться аппетит, он может стать более агрессивным и раздражительным, отказываться играть с детьми, но при легкой адаптации эти симптомы исчезают в течение 1 месяца.


При адаптации средней тяжести приспособление ребенка длится так же, как и в первом случае, один месяц, во время которого малыш переносит нетяжелое заболевание без каких-либо осложнений, и через неделю он снова – в строю. При тяжелой адаптации кроха переносит тяжелую болезнь с осложнениями, которая может длиться несколько месяцев. Кроме того, его поведение резко меняется, появляется безразличность, ухудшение аппетита, потеря веса, замедление роста и даже невротические реакции.

Задача родителей и воспитателей детского сада и других дошкольных учреждений заключается в облегчении социальной адаптации ребенка. Задача воспитателя более или менее ясна – она заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Например, прием новых детей в группу не должен быть массовым, чтобы воспитатель успел уделить достаточное количество внимания вновь прибывшему малышу и помочь ему приспособиться к новым условиям.

В идеале воспитатель должен еще до прихода ребенка в группу поинтересоваться о приемах воспитания малыша в семье, индивидуальных особенностях ребенка, его режиме дня и соблюдать его в период адаптации. Взять малыша на руки, назвать его ласковым словом, не заставлять насильно кушать и спать – все это поможет ему быстрее приспособиться и не укоренится в сознании отрицательное отношение к детскому саду или яслям.

С педагогами все понятно, но чем могут помочь родители своим детям в социальной адаптации к дошкольному учреждению? Во-первых, нужно взглянуть немного назад и обратить внимание на физическое и психо-эмоциональное развитие ребенка до похода в детский сад. Соблюдение правильного режима дня с обязательным дневным сном, прогулками на свежем воздухе и развивающими занятиями вместо сидения у телевизора; физическая активность малыша (элементарная утренняя зарядка даст заряд бодрости на целый день!), крепкое здоровье – все эти факторы благоприятным образом влияют на ускорение приспособления крохи к новым условиям жизни в дошкольном учреждении.


Кроме того, малыш с самого раннего возраста должен учиться сосуществовать с другими людьми, будь то взрослые или дети. Некоторые мамочки ограждают своих чад от общения со сверстниками в целях сохранения здоровья крохи или потому что ей так удобнее, а потом удивляются почему же их Ваня или Света не умеют играть с другими детьми, у них задерживается речевое и нервно-психическое развитие?

Чудно наблюдать как несколько годовасиков, играя вместе, не могут поделить машинку или куклу: они кряхтят, пытаются отобрать понравившуюся игрушку у другого и даже плачут. А ведь именно этот случай наглядно показывает нам начавшееся социальное приспособление детей, формирование их личностных и даже лидерских качеств. Довольно часто детки, выращенные в «тепличных условиях», испытывают проблемы в социализации, им труднее сходиться со сверстниками, их отвергают и не принимают в компании, они попросту чувствуют себя изгоями.

Во-вторых, во время адаптации ребенка нужно уделять ему больше внимания, чем обычно, обязательно интересоваться как прошел день в саду, не намечать на этот период важные мероприятия, которые несут психологическую нагрузку, такие как отлучение от груди (касается детей, которые впервые пришли в ясли), приучение спать отдельно от родителей и т.д.

На мой взгляд, задача всех родителей – сформировать у ребенка положительное отношение к жизни и окружающим его людям. Пусть ребенок не сторонится группы детей, а с легкостью присоединится к их компании, пусть учится взаимодействовать со сверстниками, отстаивать свою точку зрения и защищать собственное мнение, пусть именно сейчас, в детском возрасте, он примерит на себя роль организатора и лидера. А мы ему в этом поможем, ведь правда? :)

И еще статьи по теме:

Оставить комментарий

Я не робот. Поставьте галочку